Контакты Карта сайта Копирайт

Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации

8 495 921 2231

СсылкиОбучениеБиблиотекаСеминарыКонсультацииТесты Форум

Регистрация прав

 

 Гражданский кодекс РФ

ГК РФ Часть 1  

Часть 2 ГК РФ ст 454 - 1109

Часть 3 ГК РФ ст 1110-1224

 

Гражданский Кодекс РФ ч.4

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА

 69 Общие вопросы ст 1225-1254

 70 Авторское право ст 1255-1302

 71 Смежные права ст 1303-1344

 72 Патентное право ст 1345-1407 

 75 Секрет производства ноу-хау

 76 Товарные знаки ст 1473-1541

 77 Единая технология 1542-1551  

 

Поправки и обновленный текст 4-й части ГК РФ второго чтения

Глава 69 Общие положения

Глава 70 Авторское право

Глава 71 Смежные права

Глава 72 Патентное право

 

Антипиратский закон

 

Уголовный кодекс РФ

Извлечение: статьи 146, 147, 180

 Закон О ПОЛИЦИИ

     (извлечения)

 

Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)

 

Международные конвенции

Бернская  Всемирная  ДАП  ДИФ

 Промышленная собственность


X

Логин

Пароль


Запомнить меня

Copyright РЕКЛАМА

]]> ]]>
Защита авторских прав сайта Партнеры Copyright.ru

Копирайт реклама

Защита сайта - защита правCopyright защита авторских прав

Защита авторских прав в Интернете - получить Копирайт на сайт

Действие законодательстваКомментарий Copyright.ru ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ в 4 части ГК РФПатент в новой упаковке закона

СПРАВОЧНИК

ПерсонажЦитированиеИдея и защита идейПлагиатСоавторКонтрафактКомпиляция, сборник

ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ

Предложите свои интересные идеи и они будут реализованы в новых произведениях и изобретениях

БИБЛИОТЕКА ЗАКОНОВ

Интеллектуальная собственность Закон об авторском правеМеждународное право Судебная практика защиты
Аналитика и статьи

Копирайт ТЕСТЫ

Все тесты - on-line в Интернете

Тест - Защита авторских прав

Регистрация авторских прав -  защита прав автора!

Свидетельство авторских прав

Регистрация программ баз данных

Использование товарного знака

Регистрация изобретенияПатентный поверенный

Мнения об авторском праве

2011 Авторское право и Интернет2010 Электронный контент и библиотечные системы - ЭБС

Конференции и семинары

Семинары, конференции, круглые столы, обучение и важные события по интеллектуальной собственности

Базы данных

Базы данных авторов

база патентов и изобретений

База права и лицензии

Консультация юристов

Специалисты практики консультируют по вопросам в сфере авторского, патентного и информационного права

Архив консультаций юриста

Консультация юриста 2015

Актуальные темы

Авторское право и КопирайтТемы в новостях и СМИ

Авторские права - Копирайт

Консультация + регистрация прав всего за 5000 руб - (495) 921-2231

 

российские организации и федеральные органы

 

Минкультуры России, государственная политика и нормативно-правовое регулирование авторских и смежных прав

РОСПАТЕНТ РФ Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и интеллектуальной собственности

интеллектуальная собственность Международные организации

Всемирная организация интеллектуальной собственности ВОИС / WIPO

Подписка на рассылку


]]> ]]>

Copyright реклама

]]>]]>

03.05.2012  Электронно-библиотечные системы ВУЗов: новая эра учебного контента


29 ноября 2011 года в России вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1953. С этого дня лицензии ВУЗам выдаются и продлеваются только при подключении к одной из электронно-библиотечных систем (ЭБС), которая должна содержать, по меньшей мере, 5000 учебников и пособий, научных журналов и монографий, представляющих как минимум 25 различных издательств. Кроме разбитых по тематическим каталогам электронных документов, к вузовским ЭБС предъявляются жесткие требования по функциональности и соответствию государственным образовательным стандартам нового поколения.

Естественно, столь резкий переход от консервативных бумажных изданий к высокотехнологичным системам образования сопровождается болезненным процессом адаптации со стороны студентов, преподавателей, университетских библиотек и руководства ВУЗов, которые теперь вынуждены выделять средства на покупку и обслуживание электронного контента. Непросто приходится и агрегаторам, которые идут на огромный коммерческий риск и стараются сохранить лояльность в вопросах ценообразования даже при двукратном повышении стоимости лицензий со стороны правообладателей. Вот почему успешное внедрение ЭБС в ВУЗах зависит от тесного, непрерывного и открытого диалога между всеми заинтересованными сторонами.

Одна из таких дискуссий, которую инициировал журнал «Университетская книга», состоялась в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование». С одной стороны, представители крупнейших ЭБС «Книгафонд», «IQlib», «Университетская библиотека on-line», «Ibooks», «Консультант студента» и др. рассказали о востребованности электронных ресурсов, особенностях ценовой политики и принципах формирования каталогов, а также затронули проблематику пиратства и его влияния на статистику ЭБС. С другой стороны, делегаты ВУЗовских библиотек – основных потребителей учебных фондов «в цифре» – поделились своими требованиями к качеству контента и параметрам выбора изданий, пожаловались на проблемы финансирования при покупке электронных ресурсов и сложности обучения в новых реалиях.

 

Рынок ЭБС: привычки из прошлого, тенденции настоящего, планы на будущее

Сергей Фабиевич ЗЯТИЦКИЙ, ЭБС «КнигаФонд»

Не так давно мы проанализировали степень востребованности нашей ЭБС, и надо сказать, что позитивный тренд присут­ствует: если в прошлом году, когда вуз покупал наш ресурс, объективно только 5% студентов «до­ходили» до какой-то кон­кретной книги, в этом году таковых уже 25%.

Второй позитивный момент заключается в том, что вузы актив­но начали формировать списки той литературы, которая им действительно нужна для работы.

Ещё один тренд: если в прошлом году вуз подключал небольшое количество пользователей, то сейчас, соглас­но приказу Рособрнадзора, подключаются 100% обучаю­щихся. Это позволило нам немного снизить цену.

Но есть и обратная сторона: учитывая то же самое обстоятель­ство, издатели начали повышать цены на свои книги для агрегаторов, и повышение оказалось достаточно суще­ственным: цены на лицензии выросли в два раза. Если в прошлом году неисключительная лицензия стоила 3-4 тыс. рублей на год-два, то сейчас её цена составляет 8 тыс. рублей за книгу. По нашим оценкам, цены на ли­цензии в ближайшие 2-3 года в среднем увеличатся до 30 тыс. рублей. При этом топовые издания уже и сейчас стоят десятки тысяч долларов. Но мы не склонны драматизировать ситуацию, и резко повышать цены не плани­руем.

Что касается востребованности книги, она будет определяться только одним: как эффективно с ней на­учится работать преподаватель, потому что именно он рекомендует книги студентам.

 Михаил Александрович ТОПОРКОВ, ЭБС IQlib

Статистика показы­вает, что частота подклю­чения к ЭБС возросла в разы. Очевиден тот факт, что представители вузов провели серьёзную ра­боту по отбору тех ре­сурсов, которые им предлагались, и с начала года наблюдается боль­шой спрос на ЭБС, соот­ветствующих критерий.

Что касается взаимодействия с правообладателями, то тенденция повышения стоимости лицензий, бесспор­но, присутствует, при этом стоимость наших ресурсов мы пока не увеличиваем, но в течение полугода, думаю, потребуется внести финансовые коррективы. Если го­ворить о ценообразовании на ресурс, то оно в целом зависит от количества пользователей в подключаемом вузе. У нас, например, годовой доступ небольшого вуза стоит 100 тыс. рублей.

Что касается востребованности, у каждого держате­ля ЭБС подобная статистика существует, потому что основная схема приобретения фондов – оплата за ли­цензии вперёд. Это наш коммерческий риск, потому что заранее мы не знаем, будет ли обращение к данной книге. И в течение определённого отчётного периода мы анализируем и оцениваем наши фонды на предмет замены либо отзыва лицензии на каждое конкретное издание.

 Константин Николаевич КОСТЮК, ЭБС «Университетская библиотека on-line»

Поддержу коллег: по­следние месяцы суще­ственно возросла серьёз­ность работы с ЭБС всех категорий пользовате­лей, с которыми мы стал­киваемся. Библиотеки уже относятся с понима­нием и к самому продук­ту, и к процедуре отбора. И, самое главное, видна работа библиотеки в вузе: в разы повышается использование ресурсов, и не только в стенах библио­теки, но и так, как задумано архитектурой ЭБС, т.е. студенты пользуются литературой из любой точки. Мы сейчас находимся посередине про­цесса становления, потому что в целом ЭБС пока не удовлетворяет тому замыслу, ради которого создаёт­ся, прежде всего, в плане ассортимента. При этом позитивные тенденции есть, и если развитие пойдёт в таком русле, то в течение 2-3 лет система станет работающей, и останется только оттачивать мастерство и тонкости.

 Андрей Михайлович КОНОВАЛОВ, ЭБС Ibooks («Айбукс»)

Сегодня на рынке ЭБС остались два типа игроков. Первый тип – «чистые» агрегаторы, не имеющие в составе базо­вого издательства. Вто­рой тип – агрегаторы, в составе которых есть одно или два издатель­ства.

Мы нередко слышим о фантастиче­ских количествах в десятки, а то и сотни тысяч наиме­нований, собранных в одной ЭБС, но когда начинается реальная оценка фондов, то оказывается, что этих наи­менований – не более 2-3 тысяч, то есть легальных, с авторскими правами, электронных учебников пока не так много.

Интересный момент, который мы наблюдаем последние месяцы – к ЭБС, которые позиционируются как вузовские, подключаются публич­ные библиотеки.

Что касается сервисов и практической работы с пользователями, мы уже дошли «до атома», и вуз может выбрать из нашей коллекции даже одну книгу. Мы не ограничиваем по количеству, можно подписаться на тему и выбрать из неё только те книги, которые дей­ствительно нужны.

Думаю, что в конечном итоге по­бедит идея, когда студенту будет разрешено скачивать контент к себе в личный компьютер (разумеется, без возможностей дальнейшего копирования и на опреде­лённый период) и читать там всё, что ему надо, без под­ключения к Интернету.

 Юрий Михайлович ЕЛЬСКИЙ, ЭБС издательства «Лань»

Цена на доступ к ресурсу не имеет никакой при­вязки к количеству книг, в отличие от отрасли знаний: коллекция по точным наукам всегда будет стоить до­роже коллекции по гуманитарным наукам.

Мы предоставляем доступ к шести коллекциям, и там размещаем всё, что издаётся, ещё до выхода книг из печати. Доступ – онлайновый, то есть работа через Интернет.

Честно говоря, я не верю тем, кто говорит, что ста­тистика использования электронных ресурсов в нашей стране хорошая. Реально она плохая. В первую очередь, это связано с отсутствием опыта, понимания того, как пользоваться ЭБС.

 Сергей Геннадьевич ИВАНОВ, ЭБС IPR books

Что касается практи­ческих аспектов взаимо­действия ЭБС с высши­ми учебными заведениями, хотелось бы отметить, что, выполняя вышеупомянутый при­каз, подобрать ЭБС, удо­влетворяющую всем дисциплинам, оказалось большой трудностью. Особенно, если говорить о вузах специализированных. Поэтому выход, предлагаемый нами, был очень прост: на своей платформе мы собрали внутривузовские из­дания, объединив их в коллекции.

Послед­ние месяцы использование ресурса заметно увеличи­лось, большую активность проявляют крупные вузы.

 

ЭБС и авторское право: существует ли угроза пиратства?

С.Ф. ЗЯТИЦКИЙ, ЭБС «КнигаФонд»

Оценивая пятилетний опыт работы, могу сказать следующее: учебный контент не так сильно «запира­чен», т.е. нет такого масштаба, как на рынке художе­ственной литературы, где практически всё уже укра­дено, отсканировано и выложено, а теперь необходимо только бороться с последствиями. Отсутствие ярко выраженного коммерческого интереса, узкий круг людей, интересующихся данными вопросами, несколь­ко нивелировали эту проблему. Она, конечно, не по­беждена, но не носит такого «убийственного» харак­тера. Надо также понимать, что ещё на этапе создания ЭБС, мы сразу озаботились тем, чтобы как можно сильнее усложнить возможность воровства контента.

За всё время работы мы наблюдали всего три попытки украсть наш контент. И это ещё большой вопрос, име­ет ли смысл отдавать книги файлами, поскольку такая передача напрямую студенту в компьютер существен­но повышает риски незаконного тиражирования из­дания. Да, есть защищённые форматы, но как только книга попала в компьютер к «умельцу», защита доста­точно быстро снимается. Другое дело, когда это всё находится в онлайн-постраничном доступе. Тогда при­ходится ломать каждую страничку, и где-то на 8–10-й странице мы понимаем, что происходит и просто от­ключаем этого пользователя. В этом случае контент более защищён от взлома.

 Антон Викторович МОЛЧАНОВ, ЭБС «Консультант студента»

Я согласен с тем, что пиратский контент мало влияет на статистику, тем более на статистику реального использова­ния ЭБС, к которой вуз уже подключён. Другое дело, что на сам процесс подключения вузов это влияет, потому что не­редко мы слышим и от библиотек, и от проректоров, что им это не надо, по­скольку всё есть в Интернете. То есть культура отно­шения к авторскому праву и легальному качественно­му контенту находится на невысоком уровне.

Практически все здесь говорили, что статистика неважная, но никто не называл конкретных цифр. Мы не считаем, что у нас статистика замечательная, но реальное использование предоставленных нами инди­видуальных карт – 50–60%, в некоторых вузах – до 80% от общего количества выданных «ключей». Элек­тронный рынок сегодня составляет около 1% от обще­го бумажного рынка, а по нашему сегменту это 10%.

 

Взгляд изнутри: особенности отбора и практика использования ЭБС в ВУЗовских библиотеках

Марина Эдуардовна КАРПОВА, замдиректора Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета

Думаю, что все со мной согласятся в том, что библиотеки являются прово­дниками идей «сверху» и «отдуваются» за всё «снизу»: мы испытываем давление как со стороны пользователей, которые хотят всё и сразу, так и со сто­роны издателей и агрегаторов, в чьём понимании мы должны ещё и охранять авторские права, не говоря уже о надзорных структурах.

По поводу статистики, думаю, это вопрос только времени, потому что идею вложить деньги и через год-два получить от них достойную отдачу считаю иллюзор­ной.

Если в целом обрисовать картину, электоронные ресурсы занимают большую долю наших фондов, это 110 уникальных ресурсов, в книжной коллекции 50 тыс. названий, 40 тыс. названий журналов. В зару­бежной профессиональной литературе считается, что соотношение траты на бумажные издания и на элек­тронные ресурсы должно быть 50/50. Мы перешли этот барьер давно и сейчас это 40/60. Не буду говорить о 2011 г., он был очень удачен для покупки электронных ресурсов, поскольку изменилась схема финансирова­ния, и мы сделали закупки крупнейших э-ресурсов на три года вперёд. На бумажные книги и периодику в 2008-2010 гг. выделялось примерно одинаковое количе­ство средств, это 15 млн рублей на книги и 4 млн рублей на подписку. В целом на э-ресурсы в 2010 г. было потрачено 42 млн рублей, в 2011 г. усреднённо – 50 млн рублей. Отечественные ресурсы занимают скромную долю, меньше 10%.

Востребованность э-ресурсов в целом большая, ста­тистика – хорошая, в моём понимании, она несколько стабилизировалась, есть небольшой рост, но определён­ное ядро пользователей уже сложилось.

Что касается критериев отбора, то он у нас один – это контент, поскольку речь идёт не просто об электронных коллекциях книг, а об учебниках. Поэтому обязательно наличие в ЭБС учебников, вклю­чённых в наши учебные планы и программы.

На бумажные журналы при наличии их в электрон­ной форме мы деньги не тратим.

 Людмила Львовна БАТОВА, директор Научной библиотеки РГГУ

Наш первый опыт ра­боты с электронными ресурсами относится к концу 1990-х гг., когда в России появилась фир­ма Ebsco, и с этого мо­мента мы постоянно работаем с разными ин­формационными ресур­сами.

Каковы наши требования для принятия решения о покупке ЭБС? Во-первых, мы солидарны с коллегами из Пе­тербурга, это, конечно, контент, т.е. никакие требо­вания лицензирования не должны перекрывать самую важную задачу – предоставить возможность работы с нужными изданиями.

Мы приняли решение приобретать 2-3 базовых системы, если будет возможен точечный отбор учебников под определённые профили, мы будем делать именно таким образом. Мы говорим о ценах, мне кажется, не об этом сей­час важно думать агрегаторам. Если агрегаторы будут ставить во главу угла материальную сиюминут­ную выгоду, то выиграют те, кто будет работать на перспективу.

Любовь Викторовна МАЦ, заместитель директора Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

Если говорить о тех фи­нансах, которыми мы рас­полагаем, это всего 5 млн рублей, из которых 2,5 млн тратится на печатные из­дания, и на электронные ресурсы всего 1,5 млн, по­этому когда я думаю о том, что придётся подписываться на несколько ЭБС, возникает главный вопрос – где брать деньги? Увеличение финансирования библиотеки не входит в приоритетные задачи нашего университета. Исходя из имеющихся возможностей, нам нужно будет купить и зарубежные, и отечественные научные базы данных, и, в том числе, ЭБС.

В настоящий момент мы выписываем всего понем­ногу. Как и многие другие вузы, мы проводили тестирование раз­ных ЭБС, но свой выбор остановили на Ibooks. Основ­ным фактором было, в первую очередь, то, что это ЭБС нашего региона. Кроме того, по сравнению с другими ресурсами, Ibooks предложил нам самый выгодный способ доступа к ресурсу наших пользователей.

Нам был предложен онлайновый доступ по IP-адресу нашего сервера, а, кроме того, все наши пользователи имеют читательские билеты с уникальными штрих-кодами, и по этим номерам каждый студент и препо­даватель со своего компьютера может входить в ЭБС и работать с ресурсом из любой точки, где есть Интернет. Это оказалось очень востребованным. Не нужно было покупать специализированное программное обеспече­ние, и с 1 декабря мы начали работу в этой системе. Обеспеченность э-учебниками мы строим на основе ЭБС и нашей электронной биб­лиотеки. Единый электронный каталог, который инте­грирует эти ресурсы, делает поиск простым и удобным.

 Ольга Викторовна ВЕРШИНИНА, директор Научной библиотеки Тверского государственного университета

Политика Минобрнау­ки свидетельствует о том, что в первую очередь бу­дут сокращаться именно региональные вузы. Одним росчерком пера мы оказались в совершен­но другой эре.  Последние два года наша библиотека очень активно работала и с агрегаторами, и с издательствами, которые продают свой контент.

На­шим агрегаторам и издательствам надо учитывать, что в такой ситуации, как мы, оказались все регио­нальные вузы, очевидно, что преподаватели по боль­шей части не привыкли работать с такими ресурсами. А если преподаватель не покажет, то не пойдёт и студент.

Отдельный вопрос – финансирование и ценообразование. Когда мне озвучили сумму финансирования на текущий год, иллюзий не осталось: она одно­значно обрезает мне возможность попытки найти баланс между приобретением бумажных изданий и электронных ресурсов, т.е. книги я уже не смогу по­купать.  Тестируя и используя разные ресурсы, мы для себя определили, что ни одна система не даёт нам того контента, кото­рый действительно нужен. Чтобы соответствовать критериям и обеспечению дисциплин учебниками, мы должны покупать как минимум три ЭБС.

 Тамара Ивановна ВОРОШИЛОВА, заведующая отделом комплектования Донской государственной библиотеки

Анализируя собственные статистические данные за последние не­сколько лет, мы наблю­даем тенденцию суще­ственного увеличения числа удалённых читателей. Мы подписываемся на базы удалённого онлайн-пользования. Спрос, в первую очередь, на российские ресурсы: East View, ИД Гребенникова, E-library. Самый востребованный из зарубежных ресурсов – Ebsco.

Статистика использования публичным библиоте­кам тоже очень важна, т.к. мы отчитываемся за каждый потраченный рубль, но, к сожалению, от многих по­ставщиков мы её не получаем, а если получаем, то не­регулярно. К ЭБС наши читатели получают доступ по IP-адресам в стенах библиотеки. Но тенденции таковы, что читатели не хотят приходить в библиотеку, им требуется уже другой сервис, в первую очередь доступ в удалённом режиме. В любом случае, на наш взгляд, библиотека должна предложить оба варианта доступа, а читатель вправе выбирать, где и с чем ему предпо­чтительнее работать.

Не удивительно, что применение на практике требований Приказа №1953 влечет за собой не только кардинальные перемены в отношениях между участниками рынка образовательной литературы, но и трансформацию инфраструктуры ВУЗовских библиотек. Тем не менее, в 21 веке подобная реформа не могла не состояться. Наверняка, через несколько лет сотрудничество между агрегаторами и учебными заведениями приведет к неоспоримым преимуществам использования нового формата учебной литературы как для студентов, так и для преподавателей. Однако, для обеспечения всй возможной литературой нужны авторские права на более чем 10 млн. изданий!


Copyright.ru


Впервые интервью опубликовано в журнале "Университетская книга" май, 2012. www.unkniga.ru



 

Актуальные темы

Интересные документы

Закон об интернет-пиратстве принят. Какой будет практика?

Проект изменений действующего законодательства по интеллектуальной собственности.

Сравнение: Гражданский Кодекс РФ часть 4 и Закон об авторском праве и смежных правах (1993 г.) предоставлено Е.Э. Чуковской.

Что происходило в мире Копирайта и как развивались события в 2013 г, 2012 г, 2011 г,  2010 г,  2009 г2008 году. Самые обсуждаемые новости: 2013 г. 2012 год 2011 год  2010 год 2009 год  2008 год  2007 г  2006 г

Исследование Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO Авторское право и творчество - рабочие места и рост экономики.

Европа готова к коллективному управлению авторскими правами в Интернете Еврокомиссия утвердила Директиву по коллективному управлению авторскими и смежными правами и мультитерриториальному лицензированию.

Судебная практика самые интересные судебные дела по авторским правам

О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака.

Развитие понятия интеллектуальная собственность и законодательства

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

]]>]]>